Описание работы с программой DBF Recovery Toolbox

Программа DBF Recovery Toolbox (скачать) предназначена для восстановления поврежденных файлов таблиц *.dbf баз данных dBase IV, Clipper, файлов данных конфигураций 1С и других программ. Текущая версия программы может выполнять следующие действия:

  • Восстанавливать структуру полей таблиц.
  • Восстанавливать данные таблиц. В том числе программа может обрабатывать поля типа MEMO и связанные с ними файлы.

Восстановление базы данных происходит в несколько этапов:

  1. Выбор файла поврежденной таблицы
  2. Запуск процесса анализа и просмотр структуры и содержания восстановленных данных
  3. Выбор файла для сохранения восстановленной таблицы
  4. Выбор формата сохраняемого файла
  5. Просмотр журнала результатов восстановления

На любом этапе восстановления можно выйти из программы, выбрав пункт меню File -> Exit, нажав кнопку Exit (Выход), которая находится в правом нижнем углу окна программы, или закрыв окно программы с помощью кнопки Закрыть заголовка окна. При этом если выход из программы произошел на этапах 1 – 3, то процесс восстановления завершен не будет. После завершения восстановления файла dbf таблицы базы данных, на этапе 4, функции кнопки выхода выполняет кнопка Finish (Завершить). Также на любом этапе кроме этапа 1 (выбора файла для восстановления) можно нажать кнопку Back (Вернуться), которая находится левее кнопки выхода из программы, для возврата назад и просмотра или изменения каких-либо параметров, заданных ранее. В том числе эту кнопку можно использовать для запуска процесса восстановления другой таблицы базы данных.

Рассмотрим процесс восстановления файла таблицы с помощью программы DBF Recovery Toolbox.

1. - Выбор файла поврежденной таблицы

Скриншот 1.

Сразу после запуска программы DBF Recovery Toolbox открывается окно выбора файла dbf для восстановления. Выбор нужного файла можно осуществлять тремя способами:

  1. Ввод пути и имени файла в поле с выпадающим списком Source file name (.dbf): (Имя файла источника (.dbf)), которое находится в основной рабочей части окна. При вводе имени файла и пути к нему используется автоматическое заполнение поля информацией из выпадающего списка файлов, которые восстанавливались программой ранее.
  2. Выбор имени файла для восстановления с помощью стандартного диалога открытия файлов. Этот диалог вызывается кнопкой Открыть , находящейся справа от поля со списком Source file name (.dbf). При открытии диалога впервые, для выбора файла используется папка, в которой находится программа DBF Recovery Toolbox. При повторном вызове диалога открывается папка, путь к которой введен в поле ввода, а в случае, если невозможно открыть эту папку или информация в поле отсутствует, открывается папка, которая открывалась ранее с помощью диалогов открытия или сохранения файлов.
  3. Выбор ранее открывавшегося файла из списка поля Source file name (.dbf). Во время работы, программа сохраняет в настройках имена файлов, которые выбираются пользователем для восстановления, и при необходимости эти файлы можно открыть повторно.

Помимо файла dbf таблица также может включать в свою структуру файл, содержащий информацию из полей типа MEMO. Такие файлы, как правило, имеют имя, совпадающее с именем таблицы dbf и расширение fpt для таблиц формата FoxPro или *.dbt для таблиц формата dBase.

Примечание: В случае если поврежденный файл dbf содержит поля типа MEMO, но файл fpt или dbt указан не был, программа DBF Recovery Toolbox восстановит только структуру поля основного файла таблицы и ссылки из него на файл этого поля. Однако информация, содержащаяся во внешнем файле, обрабатываться не будет. Таким образом, если файл MEMO не был поврежден, будет возможна нормальная дальнейшая работа с восстановленной таблицей. Однако в случае, если помимо самой таблицы dbf был поврежден и не восстановлен файл fpt или dbt, при работе возможны сбои.

После выбора восстанавливаемого файла таблицы для продолжения работы нужно нажать кнопку Analyze (Анализировать), которая находится в нижней части окна программы.

Если при вводе имени или пути к файлу таблицы была допущена ошибка, программа выдаст предупреждение Please select file to recover! (Пожалуйста, выберите файл для восстановления!) и процесс анализа структуры таблицы начат не будет.

Наверх

2. - Запуск процесса анализа и просмотр структуры и содержания восстановленных данных

Скриншот 2.

При переходе к этапу просмотра структуры и содержания данных исходной таблицы, программа выдаст окно с предупреждением о начале процесса восстановления информации Do you wish to start recovery? (Хотите ли Вы начать восстановление?). В случае, если необходимо изменить имя или путь к файлу dbf, или добавить к выбору файл MEMO, нужно нажать кнопку No (Нет) и вернуться к окну выбора файла с помощью кнопки Back (Назад).

В случае, если все файлы указаны верно, в диалоге нужно нажать кнопку Yes (Да). После нажатия этой кнопки программа начнет анализ файла таблицы dbf и дополнительных файлов полей MEMO.

Если при анализе структуры исходной таблицы были обнаружены поля МЕМО, но файл fpt или dbt – хранилище для таких полей – указан не был, программа производит поиск файлов таких типов с именем, совпадающим с именем исходного файла в каталоге, из которого он считывается. При обнаружении, программа выдаст окно с предложением использовать файл при анализе таблицы.

В процессе анализа и восстановления информации программа DBF Recovery Toolbox:

  1. Считывает заголовок файла, идентифицирует имена и типы полей таблицы и определяет смещения, с которых физически начинаются записи в исходном файле.
  2. Производит идентификацию начала каждой записи исходной таблицы и извлекает из исходного файла все поля этих записей. В случае если таблица содержит поля типа MEMO, идентифицирует ссылки, содержащиеся в записях таблицы на адреса данных, хранящихся в файле этих полей. Сам файл MEMO при этом не обрабатывается.
  3. Если был указан файл, связанный с полями MEMO (fpt или dbt), программа анализирует его структуру и идентифицирует записи файла, соответствующие ссылкам из основной таблицы.

При восстановлении информации в нижней части экрана будет показываться полоса прогресса, с помощью которой можно оценить на каком этапе находится восстановление данных.

После завершения анализа поврежденного файла dbf в основной рабочей области окна будет показана восстановленная информация в виде таблицы. Столбцы отображаемой на экране таблицы будут соответствовать полям исходного файла, а строки таблицы – его записям.

В случае, если файл поврежден настолько сильно, что программе не удастся восстановить из него информацию, в нижней части окна появится кнопка Send a file to developers (Отправить файл разработчикам), с помощью которой Вы сможете отправить поврежденный файл разработчикам программы по электронной почте для более подробного анализа и восстановления. Также в любой момент Вы можете отправить файл разработчикам для анализа, воспользовавшись пунктом Send source file (Послать исходный файл), находящимся в меню Actions (Действия).

После просмотра восстановленной информации нужно нажать кнопку Next (Далее), находящуюся в нижней части окна программы, для перехода к этапу сохранения восстановленного файла.

Наверх

3. - Выбор файла для сохранения восстановленной таблицы

Скриншот 3.

При работе с исходным файлом dbf и всеми присоединенными файлами никакие изменения в них не вносятся. Вся работа происходит с копией информации, находящейся в оперативной памяти компьютера. Поэтому для дальнейшей работы с восстановленными данными их необходимо сохранить на диске.

При этом сохранение восстановленной из исходного файла информации возможно только в зарегистрированной версии программы. В ознакомительной версии доступен только просмотр информации на этапе 2.

Для сохранения информации можно использовать три способа выбора файла:

  1. Ввод пути и имени файла в поле со списком Repaired file name (.dbf): (Имя восстановленного файла (.dbf):), которое находится в основной рабочей области окна. При открытии окна выбора файла для сохранения программа автоматически заполняет поле ввода. По умолчанию предлагается сохранять восстановленный файл dbf в ту же папку, из которой был получен исходный файл, но с именем, состоящим из имени исходного файла и суффикса _repaired. То есть если был использован файл example.dbf, то программа предложит сохранить его под именем example_repaired.dbf.
  2. Выбор папки для сохранения и имени файла с помощью стандартного диалога сохранения файла. Кнопка вызова диалога выбора файла находится справа от поля со списком. При открытии диалога также используется каталог, из которого считывался исходный файл и имя файла, построенное по принципу, описанному выше.
  3. Выбор файла из выпадающего списка поля ввода. При работе с файлами таблиц, программа DBF Recovery Toolbox сохраняет в своих настройках информацию о ранее сохраненных файлах, и при необходимости эти имена и пути к файлам можно использовать повторно.

После указания пути и имени сохраняемого файла для сохранения восстановленной информации нужно нажать кнопку Save (Сохранить), находящуюся в нижней части окна программы.

В случае если каталога, указанного в поле Repaired file name (.dbf): не существует, будет выдано предупреждение Directory does not exist (Каталог не существует), файл сохранен не будет и программа останется на этапе выбора файла для сохранения.

Если файл, указанный в поле уже существует, программа выдаст запрос на его перезапись Do you want to rewrite the existing file? (Хотите ли Вы перезаписать существующий файл?). В случае нажатия кнопки No (Нет), программа также останется на этапе выбора файла. Если будет нажата кнопка Yes (Да), или если такого файла еще не существует, программа DBF Recovery Toolbox перейдет на этап просмотра результатов восстановления.

Наверх

4. - Выбор формата сохраняемого документа

Скриншот 4.

Программа может сохранять информацию, считанную из исходного файла в любом формате: dBase III-IV, FoxPro 3.x (or later). Однако следует иметь в виду, что при сохранении документа в формате предыдущих версий часть данных, несовместимая с версией сохраняемого файла, может быть потеряна или повреждена.

Выбор формата сохраняемого документа осуществляется с помощью поля с выпадающим списком Select output DBF file version: (Выберите версию результирующего DBF файла).

При открытии окна выбора формата сохраняемого документа программа автоматически предлагает сохранить восстанавливаемый документ в версии формата, совпадающей с исходным документом. В случае если исходный файл был поврежден настолько сильно, что не удалось определить его версию, программа по умолчанию предложит сохранить файл в последней доступной версии формата.

После завершения настройки формата сохраняемого документа, для перехода к процессу восстановления и сохранения данных, нужно нажать кнопку Save file (Сохранить файл), которая находится в нижней части окна программы.

В случае необходимости, можно вернуться на страницу выбора файла для сохранения, нажав кнопку Back (Назад).

Наверх

5. - Просмотр журнала результатов восстановления

Скриншот 5.

На этом этапе работы программа в основной рабочей области окна выводит информацию обо всех файлах, которые были восстановлены в этой сессии ее работы. Информация состоит из:

  • имени и пути к файлу, который восстанавливался;
  • имени и пути к файлу, в котором была сохранена восстановленная информация;
  • количество записей, которые были восстановлены;
  • время, когда происходило восстановление файла таблицы dbf.

После просмотра журнала можно вернуться назад с помощью кнопки Back (Вернуться), которая находится в нижней части окна программы для изменения любых параметров работы с программой (сохранения восстановленного файла под другим именем, выбора другого файла для восстановления и т. д.).

В случае, если работа с программой завершена, можно нажать кнопку Finish (Завершить) для выхода или просто закрыть окно программы.

Наверх

Окончание работы

После просмотра журнала можно закончить работу, нажав кнопку Exit (Выход) или выбрав команду Exit в меню File. Также есть возможность, используя кнопку Bak (Вернуться) вернуться на первую страницу программы и выбрать другой файл для восстановления. Обратите внимание, что в этом случае при сохранении файла имя и папка восстановленного файла автоматически не меняются, и их потребуется изменить вручную или выбрать с помощью диалога.

Наверх

DBF Recovery Toolbox Usage Guide

DBF Recovery Toolbox (download) is intended for recovering damaged *.dbf table files of dBase IV, Clipper, FoxPro databases, data files of 1C configurations and other programs. The current version of the software allows you to perform the following actions:

  • Recover the structure of table fields.
  • Recover table data. The software is also capable of processing MEMO fields and files associated with them.

The table recovery process consists of several stages:

  1. Selection of a damaged table file.
  2. Initiation of the analysis process and revision of the structure and content of the recovered data.
  3. Selection of an output file.
  4. Selection of the format of the output file.
  5. Revision of the recovery log.

You can quit the program at any stage by selecting File -> Exit, by pressing the Exit button in the lower right corner of the program window or by clicking the standard Close button in the window header. If you quit the program at stage 1-3, the recovery process will not finish. Once the recovery of a .dbf file is over at stage 4, you can quit the program by pressing the Finish button. You can also press the Back button located to the left of the Exit button at any stage (except for stage 1 when a file is selected) to go one step back and view or change any of the previously specified parameters. You can also use this button to recover a different database table.

Let's take a look at a typical data recovery process in DBF Recovery Toolbox

1. - Selection of a damaged table file

Figure 1.

Immediately after DBF Recovery Toolbox starts, you will see a window prompting you for a dbf file to be recovered. You can choose the necessary file in one of the following ways:

  1. Enter the name of the file and its path into the Source file name (.dbf): field with a dropdown list. The field is located in the main working area of the window. When you start entering the name of the file and its path, the software will automatically fill the field with information from the list of files you have already recovered.
  2. Choose the file to recover using the standard open file dialog. This dialog can be brought up using the Open button to the right of the Source file name (.dbf) field. If the dialog is opened for the first time, it will start in the DBF Recovery Toolbox installation folder. In the future, it will open the folder specified in the input field or, if it can't open this folder or the field is empty, it will open the folder that was previously used for opening or saving files.
  3. Select a previously used file from the list in the Source file name (.dbf) field. The software saves the names of the files opened by the user in its settings and allows you to quickly reopen them in the future.

Besides a dbf file, a table may also include information from MEMO fields. The names of these files usually match the name of the dbf table and have one of the following extensions: *.fpt for tables in the FoxPro format or *.dbt for dBase tables. To recover the data stored in these files, you need to add them to your selection when choosing a table for recovery.

Note: If the damaged dbf file consists of MEMO fields only, but no fpt or dbt file has been specified, DBF Recovery Toolbox will only recover the structure of the field of the main table file and links to this field's file. However, the data in the external file will not be processed. Therefore, if the MEMO file has not been damaged, it will work fine with recovered table. However, if both the dbf table and the fpt/dbt file have been affected, some issues may arise.

Once you have chosen the table file to be recovered, press the Analyze button in the lower part of the program window.

If the entered path of filename is incorrect, the program will show the following warning message: Please select file to recover! - and the analysis process will not start.

Go Top

2. - Initiation of the analysis process and revision of the structure and content of the recovered data

Figure 2.

Prior to showing you the structure and content of the original table, the software will display a warning box notifying you about the start of the recovery process: Do you wish to start recovery? If you need to change the name of the dbf file, its path, or add a MEMO file to your selection, you can press No and go back to the file selection window using the Back button.

If the file names and paths are correct, press Yes. Clicking this button will start the analysis of the dbf table and the additional files of MEMO fields.

If the software detects MEMO fields while analyzing the structure of the original table, but no fpt or dbt file - serving as storage for such fields - has been specified, the program will search for such files with the same name as the original file and in the same folder. If any file is found, the program will show a corresponding notification and will suggest using it for the table analysis.

DBF Recovery Toolbox performs the following actions during the analysis and recovery process:

  1. Reads the file header, identifies the names and types of the table fields and determines the offsets for reading data records in the source file.
  2. Identifies the beginning of each record in the source table and extracts all the fields of these records. If the table contains MEMO fields, the program also identifies the links in the table records to data stored in the data file of these fields. The MEMO file itself is not processed in this case.
  3. If a file associated with MEMO fields (fpt or dbt) was specified, the software analyzes its structure and identifies the records in the file that correspond to the links from the main table.

A progress bar at the bottom of the screen allows you to quickly assess the recovery progress.

Once the analysis of the damaged dbf file is over, the recovered data will be shown in a table located in the main working area of the window. The columns of the table will correspond to the fields of the source file, while rows will represent its records.

If the file has been damaged beyond recovery, you will see a button labeled Send a file to developers at the bottom of the window. Use it to send the file to the developers of the program for thorough analysis and recovery. You can also do that at any time using the Send source file command from the Actions menu.

Once you have finished reviewing the recovered data, press the Next button located in the lower part of the program window to save the recovered data.

Go Top

3. - Selection of an output file

Figure 3.

The software makes absolutely no changes to the source dbf and associated files. It works with a data image located in the memory of your computer. Therefore, you need to save the results of the recovery process on the hard drive.

Note that saving of the recovered data only works in the registered version of the program. The trial version only allows you to view the recovered data at stage 2.

You can use one of the following methods to specify the name of the output file:

  1. Enter the file name and path of the file into the Repaired file name (.dbf): field with a dropdown list located in the main working area of the program window. The program automatically fills the input field when the open file dialog is shown. By default, it suggests saving the recovered dbf file into the same folder the original file is located in. However, it adds the _repaired suffix to the original file name. That is, if you used example.dbf, the software will suggest naming the output file example_repaired.dbf.
  2. Select the folder and the file name using the standard file saving dialog. The dialog button is located to the right of the file name field. By default, the dialog also uses the folder containing the source file and the file name composed according to the rule described in the previous paragraph.
  3. Select the file name from the dropdown list of the input field. DBF Recovery Toolbox saves the information about previously used files in its settings and allows you to reuse these file names and paths for future recoveries.

Once the path and the file name have been specified, press the Save button located in the lower part of the program window.

If the folder specified in the Repaired file name (.dbf): folder doesn't exist, the program will show the Directory does not exist notification. The file will not be saved and the program will stay at the file selection stage.

If the specified file already exists, the program will ask your permission to overwrite the file: Do you want to rewrite the existing file? If you press No, the program will also stay at the file selection stage. If you press Yes or if the file doesn't exist yet, DBF Recovery Toolbox will proceed to the revision of the recovery results.

Go Top

4. - Selection of the format of the output file

Figure 4.

DBF Recovery Toolbox can save any information read from the source file in any PDF format: dBase III-IV, FoxPro 3.x (or later). However, don't forget that saving your documents in earlier formats may result in the loss or corruption of certain data that are incompatible with the selected file format.

You can choose the format of the output file using the Select output DBF file version: field with a dropdown list.

When the file format selection window is opened, the program automatically suggests saving the document in the same version of the DBF format the original file had. If the source file was damaged extensively and the program fails to detect its version, it will suggest saving the file in the latest available version of the format.

Once you have chosen the format of the output file, press the Save file button in the lower part of the program window to proceed to the recovery stage.

If necessary, you can go back to the file selection page using the Back button.

Go Top

5. - Revision of the Recovery log

Figure 5.

At this stage, the program displays detailed information about the files recovered during this session in the main working area of the window. The following information is shown to the user:

  • The name of the recovered file and its path;
  • The name of the output file and its path;
  • The number of recovered records;
  • The total time the program spent to recover the dbf table file.

Once you have finished viewing the results, you can use the Back button located in the lower part of the program window to go back and change any of the previously specified parameters (e.g. to save the recovered file under an alternative file name, choose another file to recover, etc).

If you don't need to use the program anymore, you can click the Finish button or simply close the program window.

Go Top